А какой у нас стереотип рыцаря? Угадаете первое слово? Правильно! Благородный рыцарь, который спасает дам и помогает бедным. Одним словом, принц на белом коне в сверкающих доспехах. Терри Джонс наши догадки подтверждает.
Далее, ведущий рассказывает о типе рыцарей, который существовал на самом деле. Группа таких «благородных» воинов ворвались в город и вырезали весь город. Погибли сотни невооружённых (!!!) людей. Чтобы ответить на вопрос, что стало с золотым веком рыцарства, мы обратимся к началу.
Во времена англо-саксонов слово «knight» (англ. «рыцарь») означало «слуга». Ни одного намёка на воина. Вывод – первая функция рыцарей – служить, а кому предки не уточняли. Романтики (или сами девушки?) решили, что даме. Более религиозные люди – Богу. Но изначально, Вильгельм Незаконнорождённый (крёстный отец рыцарей) выкладывал в слово «служба» - понятие «война». А воин не был добрым и смиренным саморетянином.
Далее нам рассказывают, что эти самые «благородные» рыцари безжалостно убивали слабых. И как кровожадные убийцы могли служить дамам?! Их на метр к девушкам нельзя подпускать!!!
Вот и стали думать, как перенаправить избыток тестостерона в мирное русло. Общество придумало кодекс чести. Он должен был стать конституцией для рыцарей. Но было ли так на самом деле? Кодекс чести включал очень гибкие правила и законы, которые позволяли рыцарям убивать и искать славу.
Далее нам рассказывают об идеале рыцаря 12 в. Уильям Маршалл – сражался с 5 лет. На ребёнка всем было плевать и отцу в том числе. Уильям остался ни с чем после смерти отца и отправился к брату в военную академию. Он стал рыцарем и участвовал в рыцарских турнирах. Нет, не для того, чтобы отстаивать честь дамы сердца, чтобы заработать. Потом Уильям добился славы – ещё одна мечта рыцаря. Король женил на нём самую богатую невесту. Словом, слава, деньги и божья благословение – вот идеал рыцарей. Ни слова про честность, доблесть и прочую ерунду.
Но дамы всё-таки присутствовали в жизни рыцарей. Только не в качестве запретного плода, которого нельзя коснуться, а наоборот. «Если рыцарь встречает даму одну, он бы перерезал себе горло, чем обесчестил её. С другой стороны, если дама была в обществе другого рыцаря, он бы при желании мог вызвать рыцаря на бой и завоевать даму силой оружия. Тогда он мог делать с ней всё, что угодно…». В кодексе рыцарей много всяких «но», которые рыцари умело оборачивали в свою пользу.
Церковь тоже страдала от рыцарей и в итоге придумала, как защитить себя. Отсюда у образа рыцаря появилось целомудрие и набожность. Но не все рыцари на самом деле почитали бога. В итоге, рыцарей отправили в крестовые походы, «убивать неверных». Эдмунд Лурий заложил этические нормы рыцарей. Он говорит, что веру, женщин и сирот надо защищать, а так же дал трактовку всем элементам костюма рыцаря. Латы, подобно крепости защищали от врагов, щит символизировали страх рыцаря перед позором, меч символизирует распятого Христа. Щит указывает, как рыцарь должен беречь своего господина. Копьё - символ справедливости и отваги.
Третья сторона, заинтересованная в рыцарстве – это король. Он добавил рыцарям престижа. Словом, роскошь, шик и красочные наряды. Те рыцари, которые служили у короля, считались самыми богатыми. Он дал им власть над бедными, чтобы получить власть над ними.
Итог, рыцари – это мощная сила и было достаточно тех, кто хотел направить их силу в своё русло. Женщины хотели, чтобы рыцари их защищали (они беспокоились за свою безопасность). Церковь использовала рыцарей как оружие против неугодных ей. Король зарабатывал деньги с помощью рыцарей, отсылая их на войну. Отсюда возник образ идеального рыцаря, который своим поведением удовлетворял нужды всех трёх сторон.
Далее нам рассказывают зачем, каждому рыцарю герб. Это было своеобразной визитной карточкой, чтобы род узнавали с первого взгляда. Ведь раньше не было телевизора или газеты. Геральдика (гербы) обличала рыцарей. Например, если кто-то убежит в с поле боя, все узнают беглеца по гербу. С другой стороны, гербы были страховкой. Репутация рода распространялась на того, кто носит его герб. Если некто из семьи заработал репутацию кровавого барона, то другой член этой семьи мог пользоваться страхом, который производит на окружающих его герб. Тяжело было безымянным воином без роду без племени. Им приходилось не лучше чем первокурсникам (студенты меня поймут). Их часто судили не правильно, складывали ошибочное мнение, им приходилось доказывать и строить репутацию с нуля. Мне очень обидно, что на фентези-играх про гербы забывают совсем.
Далее мы узнаём о том, что есть рыцарский суд. Теперь-то мы знаем, чем занимались рыцари – нет, не поклонялись дамам, а делили трофеи. К тому же, рыцарский кодекс смягчал ужасы войны, но только для самих рыцарей. Например, он не позволял убивать рыцарей. Однако, кодекс не распространялся на всех других людей. Он просто умалчивал о том, как поступать с горожанами.
Напоследок, мы видим закат рыцарства. Со временем рыцарям было дорого покупать снаряжение. К тому же, появилось более дешёвое оружие – стрелы. Дворяне начали уклоняться от воинской службы. Тогда рыцарей стали нанимать (до этого времени рыцарям не платили за работу). Про рыцарский кодекс все забыли и сами наёмники уже не принадлежали к сословию рыцарей. Стали организовывать вольные отряда, которые воевали не за короля, а за самих себя. Многим был по душе такой расклад. Когда воюют наёмные, а твой народ остаётся живым.
Наёмник и рыцарь слились в одном лице, но разницы между ними никогда не было. Наёмники просто перестали прикрываться рыцарским кодексом, но так же вырезали города и мечтали разбогатеть как когда-то рыцари.
Итог, играя за воина-рыцаря помните несколько вещей. Во-первых, если играете за наёмника, помните, его должен кто-то нанимать. Он этим зарабатывает. И вообще, у наёмника должен быть материальный подход к делу. Сначала деньги – потом дело. В наёмниках нет ничего плохого, но играйте за них правильно. Во-вторых, придумывая воина-рыцаря, лучше подумайте о том, как он относиться к тому, что все вокруг хотят от рыцаря чего-то своего. В-третьих, рыцарь – это воин, а не священник или дамский угодник. И последнее, рыцарь совсем не должен быть благородным.